Опыт внедрения СПО
I. Международный опыт внедрения СПО
В настоящее время программное обеспечение с открытым исходным кодом широко используется в органах государственного управления и бюджетных организациях во всем мире - как в экономически развитых, так и в развивающихся странах. Первоначальными движущими факторами, которые обусловили внедрение СПО в госсекторе, являлись экономические преимущества решений на базе СПО, независимость государственных организаций от иностранных поставщиков проприетарного ПО, более широкие возможности контроля и самостоятельного развития программных решений.
Рис. 1. Мировой опыт внедрения СПО в органах власти. Источник: FLOSSWORLD Track 3: eGovernment Study. Free/Libre and Open Source Software: Worldwide Impact Study (2007)
Международная статистика
Расклад сил на зарубежном «свободном» поле следующий (по оценкам National Open Source Software Observatory):
- Доля использования СПО в крупных компаниях США - 87%;
- В Латинской Америке более 56% компаний применяют СПО;
- 72% европейских компаний используют СПО в бизнесе.
В настоящее время 4 из каждых 5-ти разработчиков корпоративных приложений в мире использует решения на базе открытого ПО (по оценкам Forrester Research).
Из 178 стран-членов ООН 84 страны используют на серверах свободные операционные системы, что составляет 47% от общего числа (по данным ООН).
II. СПО в России - более 30 лет!
Свободные программы в России появились уже в конце 70-х гг. ХХ века. Первые попытки разработать собственные ОС обеспечили благодатную почву для развития культуры open source в среде отечественных программистов, а падение «железного занавеса» и постепенный выход на мировой рынок позволили использовать разработки ведущих вендоров и развивать уже достаточно накопленный зарубежный опыт.
С чего все начиналось в России?
- 1970-1980 гг. Создание отечественных UNIX-подобных систем.
- Середина 1990-х. Появление GNU/Linux, FreeBSD. Постепенное освоение Linux и FreeBSD отдельными техническими специалистами.
- 1995-1997 гг. Выход русифицированных дистрибутивов Red Hat, KSI Linux, Linux-Yes и Black Cat.
- Начало 2000-х гг. Старт промышленного производства и коммерческого продвижения отечественных Linux-дистрибутивов.
- 2003-2006 гг. Начало внедрения программных платформ Red Hat и Novell госструктурами и финансовыми организациями.
- 2007 г. Начало освоения СПО в образовательных учреждениях в 3-х пилотных регионах.
- 2009 г. Создание некоммерческой организации РАСПО.
- 2010 г. Старт массового спроса на бизнес-решения СПО в корпоративном секторе. Принята государственная программа РФ «Информационное общество (2011–2020 гг.)». Вышло распоряжение Правительства РФ №2299-р по плану перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011-2015 гг.
- 2011 г. Развертывание масштабных инициатив СПО на государственном уровне.
- 2012 г. …
Чего достигла Россия в области СПО к настоящему времени:
- порядка 25 министерств и государственных федеральных структур используют ПО с открытым кодом;
- 21 регион РФ принимает и обрабатывает федеральные сведения в среде СПО;
- 56 тыс. российских школ обеспечены СПО, укомплектовано 35,6% всех школьных компьютеров (Источник: cnews.ru, 2012 г.).
III. НПП и отечественные разработки
Высококлассная школа отечественного программирования и многолетний опыт внедрения отечественных разработок подтверждает целесообразность возвращения к вопросу создания Национальной программной платформы российскими программистами, которым для полноценной работы требуется совсем немного — поддержка государства. Преимущества СПО и возможность пользоваться им по свободным лицензиям открывают широкие возможности по обучению технических кадров, обеспечивают доступ к мировому программному наследию, снимают вопрос о постоянных лицензионных отчислениях зарубежным поставщикам ПО и дают «зеленый свет» развитию фонда отечественных программ.
Национальная Программная Платформа
В рамках федеральной программы «Информационное общество (2011—2020 гг.)» должна быть разработана Национальная Программная Платформа (НПП).
Цель создания НПП заключается не столько в экономии государственных средств, выделяемых на развитие ИТ-отрасли страны, сколько в обеспечении ее национальной безопасности.
В паспорте государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)» (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. № 2161-р) указано, что «мероприятие по предупреждению информационно-технологических угроз национальным интересам России реализуется путем осуществления следующих мер:
- формирование открытых стандартов взаимодействия информационных систем, в том числе разработка и поддержка профиля открытых стандартов архитектуры государственных информационных систем, форматов и протоколов обмена данными, обеспечивающих совместимость государственных информационных систем и их компонентов;
- создание национальной программной платформы — комплекса отечественных программных решений (модулей), построенных на базе единых технологий, позволяющих осуществлять разработку новых программных продуктов методом компоновки и настройки уже готовых модулей, а также разработку новых модулей, в том числе:
- отечественной среды сборки операционной системы и приложений на свободном программном обеспечении;
- отечественной системы управления базами данных на основе открытых разработок;
- российской среды разработки программного обеспечения;
- набора архитектурных стандартов и типовых компонентов для совместимости программ между собой;
- базового пакета прикладного программного обеспечения, включая драйверы и средства обеспечения информационной безопасности;
- национального фонда алгоритмов и программ;
- пакета типовых решений, размещение его в национальном фонде алгоритмов и программ;
- территориальной распределенной инфраструктуры технической и методической поддержки свободного программного обеспечения.
Решить поставленные задачи, опираясь только на рыночный подход, крайне сложно. Хотя концепция НПП и не отвергает рыночный подход, предполагая разнообразие дистрибутивов и свободную конкуренцию между ними. Но практически все крупные мировые проекты осуществляются при прямой или опосредованной поддержке государства. И это скорее вопрос создания законодательной базы и поддержки отечественных разработчиков на государственном уровне. Никаких дополнительных расходов на поддержку НПП не требуется. Благодаря созданию Фонда Алгоритмов и Программ (ФАП) существенно сократится дублирование решений и снизится расход средств на их разработку. Использование открытого кода позволит дорабатывать эти решения под требования конкретных заказчиков.
Аналог НПП существует в Евросоюзе. В частности, действует единый репозиторий СПО для ОГВ, объединяющий в себе репозитории СПО разных стран ЕС, разработана специальная свободная лицензия European Union Public License. Лицензия публикуется на 22 официальных языках Европейского Союза. Основная ее цель – привести разработки ПО в соответствие с законом об авторском праве в 27 государствах ЕС, сохраняя при этом совместимость с популярной open-source лицензией GNU (General Public License).
В Испании был создан наиболее крупный и активный федеральный репозиторий – портал RedIRIS (forja.rediris.es). Это база СПО и платформа организации совместной работы, ориентированная на задачи образовательных учреждений, академических институтов и исследовательских лабораторий. Целями создания репозитория являются разработка и распространение программ для нужд академических и исследовательских учреждений, создание необходимой документации и ее распространение по лицензии Creative Commons, стимулирование диссертационной и иной научно-исследовательской деятельности.
В Бразилии с 2007 года функционирует централизованный репозиторий СПО для ОГВ Portal de Software Publico Brasileiro (PSPB) (softwarepublico.gov.br). Одной из важнейших целей создания этого централизованного портала являлось сокращение расходов ОГВ на заказ разработки ПО путем публикации уже разработанного в госсекторе ПО под свободными лицензиями. В настоящее время репозиторий PSPB представляет собой очень динамично развивающийся ресурс: в 2009 году в репозитории было размещено 18 проектов ПО для ОГВ, сейчас сайт предоставляет доступ к 52-м крупным проектам.