+7 (495) 229 86 64 | info@pingwinsoft.ru

Pingwin

Внедрение и поддержка свободного программного обеспечения

Оставить заявку

"ПингВин Софтвер" - единственная компания в России, оказывающая поддержку СПО в режиме 24х7
Узнайте, почему компании выбирают переход на СПО

СПО и государственная политика РФ

В сегодняшней ситуации второй волны глобального экономического кризиса снова встает вопрос о цене принимаемых решений. Чем быстрее страна реагирует на вызовы и чем качественнее ее ответные меры, тем менее болезненно население переживает катаклизм и тем больше его доверие к государственной власти.

Чтобы добиться этого, ОГВ необходимо оперативно получать управленческую информацию, быть уверенными в ее полноте и достоверности. Однако при постоянном росте объема поступающих  данных, требуется постоянная модернизация информационной инфраструктуры и создание более «умных» информационных систем.

Предшествующая парадигма развития ИТ-инфраструктуры государственных органов, привела к тому, что современное состояние информационных систем  имеет следующие характеристики:

  • «лоскутная» информатизация ОГВ РФ;
  • значительное количество разрозненных технических и программных средств разрабатывается для реализации одних и тех же функций государственного управления;
  • сложность решения задач интеграции систем управления, использование различных технологий и средств, изначально не предполагающих необходимость и возможность интеграции;
  • рост затрат на обеспечение работоспособности и развития ИТ-инфраструктуры при достижении ею критического уровня сложности.


Такое положение сложилось в значительной степени потому, что задачи автоматизации управленческих процессов зачастую ограничивались рамками одного ведомства или региона. При этом не достаточно учитывалась необходимость обмена информацией по «горизонтали», между различными организациями одного иерархического уровня. И «по оси» межтерриториального взаимодействия. Это подтверждается тем фактом, что примерно половина средств, выделяемых на ИКТ, до сих пор направлялась на автоматизацию внутренней деятельности отдельных субъектов управления.

Государственные и муниципальные заказчики размещают заказы на поставку программного обеспечения в соответствии со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. №Пр-212. При этом основными целями информатизации являются:

  • повышение эффективности управления;
  • обеспечения доступа населения к электронным государственным услугам;
  • создание условий для развития межведомственного информационного взаимодействия;
  • обеспечение безопасности информационных систем.


В массиве размещенных заказов, направленных на решение данных задач, значительную часть фактически занимают государственные и муниципальные закупки так называемого «коробочного» ПО. Многие из этих продуктов основаны на проприетарном ПО с закрытым исходным кодом, не допускающим дальнейшего свободного развития, и имеют зарубежное происхождение. Со временем это способно привести к нескольким неприятным последствиям. А именно:

  • непредсказуемости лицензионной, технологической  и сервисной политики конкретного производителя ПО;
  • ограниченному выбору компаний, способных оказать качественный сервис и доработку созданный ИТ-решений;
  • непрогнозируемому уровню безопасности информационных систем.


В результате возникает прямая угроза зависимости государственных заказчиков от владельцев исключительных прав на закупаемое ПО. Простой пример. По данным аналитического агентства OpenStat, среди операционных систем в России лидируют различные версии Windows. Их доля на рынке составляет примерно 94%. В 2011 году Microsoft приняла решение отказаться от дальнейшей поддержки Windows XP (около 40% рынка). Т.о. государству уже сейчас надо планировать в бюджете затраты порядка 24 млрд. рублей (при средней стоимости около 20 тыс. рублей за рабочее место) на покупку лицензий на новую операционную систему и офисный пакет для порядка 1,2 млн. компьютеров, установленных в министерствах и ведомствах по всей стране. И это без учета стоимости нового оборудования, поскольку каждая новая версия ОС Microsoft предъявляет повышенные требования к аппаратной части.

Чтобы разрушить монополию отдельных поставщиков программного обеспечения на российском рынке необходимо ввести дополнительные критерии для ПО, поставляемого в рамках государственных контрактов. Помимо цены должны учитываться такие факторы, как функциональность, интероперабельность, кроссплатформенность, соответствие открытым стандартам и разработка на базе  открытого исходного кода (СПО).

Помимо того, что это обеспечит реализацию Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №2299-р «О плане перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения (2011 - 2015 годы)», введение подобного требования позволит:

  • снизить максимальную цену государственных контрактов за счет сокращения затрат на покупку проприетарного ПО для выполнения условий заказа;
  • избавиться от необходимости размещения дополнительных заказов на доработку закупленного ПО, поскольку отрытый исходный код позволяет вносить модификации штатными специалистами заказчика либо организации-подрядчика на более выгодных, чем в случае с использованием проприетарного ПО, условиях;
  • предотвратить затраты на покупку дополнительных пользовательских лицензий в случае расширения числа автоматизированных рабочих мест, оснащенных закупленным ПО, поскольку СПО распространяется на условиях свободного копирования;
  • предотвратить угрозу информационной безопасности, связанной с технологической зависимостью от нерезидентных, в том числе зарубежных, разработчиков ПО;
  • повысить эффективность межведомственного документооборота благодаря использованию общедоступных и открытых технологий и стандартов.


Мировой опыт использования ИТ в ОГВ показывает, что в странах, где отмечены успешные проекты внедрения СПО, реализованы следующие принципы:

  • жесткие предписания для ОГВ в виде нормативных актов (законов, декретов) оказывать приоритет СПО при выборе ПО, а также публиковать ПО, разработанное по заказу ОГВ, под свободной лицензией;
  • необходимость запрашивать специальное разрешение федеральных ведомств на использование проприетарного ПО в случае отсутствия адекватных свободных аналогов;
  • наличие четких целей и количественных показателей миграции ОГВ на СПО;
  • разнообразие используемых ОГВ свободных программных платформ и средств, отсутствие привязки государства к конкретному программному продукту или разработчику;
  • стандартизация взаимодействия АС ГУ на базе открытых стандартов и форматов.


В России для преодоления монополии поставщиков проприетарного ПО реализуется проект по созданию Национальной программной платформы (НПП). В рамках НПП  планируется:

  • Разработать единые стандарты для обеспечения совместимости решений.
  • Создать комплекс отечественных программных решений (базовый пакет прикладных программ и типовые решения для автоматизации работы государственные органов и применения в научно-исследовательской и образовательной деятельности).
  • Создать экосистему  разработки программного обеспечения.
  • Создать национальный фонд алгоритмов и программ.
  • Сформировать территориально распределенную инфраструктуру технической и методической поддержки свободного программного обеспечения.


В результате реализации проекта НПП планируется решить следующие задачи:

  1. Обеспечить эффективную разработку автоматизированных систем государственного управления на основе общих организационно-технических норм, требований, принципов, регламентов и методических материалов.
  2. Добиться многократного использования опыта разработки и внедрения СПО в АС ГУ, следствием чего будет являться экономия государственных бюджетов, затрачиваемых на внедрение СПО и разработку нового программного обеспечения, повышение качества разработок на базе СПО для АС ГУ.
  3. Способствовать развитию отечественных компаний, занимающихся разработкой, доработкой, внедрением и поддержкой СПО, следствием чего станет развитие отечественной отрасли информационных технологий.


Среди дополнительных мер поддержки отечественной инфраструктуры разработки, распространения и поддержки свободного программного обеспечения было бы полезно реализовать следующую программу действий:

  • сформировать единый государственный реестр свободных лицензий на программное обеспечение, позволяющих свободно изучать, вносить изменения, копировать и распространять программные продукты;
  • внести изменения в действующее российское законодательство для признания свободных лицензий наравне с другими видами лицензионных соглашений на объекты авторского права, а также в правила бухгалтерского учета нематериальных активов для облегчения вопросов администрирования свободного программного обеспечения;
  • распространять программные продукты из состава  НПП только на условиях свободных лицензий, включенных в единый государственный реестр свободных лицензий;
  • создать саморегулирующуюся организацию (СРО) производителей программного обеспечения для национальной программной платформы;
  • проработать механизм получения финансовых компенсаций производителям ПО, включенного в состав национальной программной платформы, связанный с эффективностью и востребованностью разработанных ими решений;
  • подготовить перечень преференций и стимулов для компаний и организаций, использующих в своих информационных системах программное обеспечение из состава НПП.


В целях достижения количественных показателей, заложенных в государственной программе "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", рекомендуется:

  • вести регулярный контроль производителей программного обеспечения на соответствие антимонопольному законодательству РФ;
  • рекомендовать производителям компьютерного и периферийного оборудования комплектовать продаваемые устройства свободным программным обеспечением из состава национальной программной платформы;
  • обязать производителей оборудования обеспечивать совместимость своих устройств со свободно распространяемыми ОС и другими программами из состава НПП;
  • организовать широкомасштабную рекламную кампанию НПП, как общенационального проекта, призванного стать локомотивом инновационного развития страны, затрагивающего и изменяющего все сферы жизни общества.

Задать вопрос

Все поля обязательны для заполнения

или Отказаться

Подписаться на рассылку

или Отказаться