Разработка и внедрение решения по управлению Центра обработки данных Республики Мордовия
Заказчик | Республика Мордовия |
---|---|
Сроки выполнения проекта | Август 2012 |
Описание проекта |
Об актуальности проекта В современном мире высокопроизводительные и многофункциональные Центры обработки данных (ЦОД) становятся неотъемлемой частью крупных организаций, как в коммерческом, так и государственном секторе. ЦОД — это комплексное организационно-техническое решение, предназначенное для создания высокопроизводительной и отказоустойчивой информационной инфраструктуры. Эксплуатация такого высокотехнологичного предприятия требует высокого уровня подготовки персонала, качества оборудования и программного обеспечения. Одним из крупнейших ЦОДов России является ЦОД Республики Мордовии. В 2011 году руководством ГАУ «Госинформ», в ведении которого находится ЦОД, было принято решение о разработке и внедрении системы обеспечения сопровождения программно-технических комплексов, коммуникационных сетей и информационных систем ЦОД. О клиенте Центр обработки данных (ЦОД) Республики Мордовия представляет собой информационный центр, обслуживающий деятельность Правительства Республики Мордовия по направлениям реализации электронного правительства, ведения универсальной электронной карты, трансляции социального ТВ и многим другим. ЦОД находится в ведении государственного автономного учреждения «Госинформ», главной функцией которого является содействие реализации государственной политики в области информатизации, проводимой Правительством Республики Мордовия. На сегодняшний день ЦОД Республики Мордовия является одним из самых современных и защищенных информационных центров в России – это первый в стране дата-центр, соответствующий требованиям стандарта TIER IV, который определяет самый высокий уровень надежности и доступности. К ЦОД подведены три независимые ВОЛС пропускной способностью 10 Гбит/сек каждая. Электропитание организовано от четырех независимых источников мощностью около 2,5 МВт/час. Всего в ЦОД насчитывается 110 стоек с оборудованием.
Ключевые требования к решению Основные требования заказчика предполагали необходимость создания решения для организации технического сопровождения ЦОД на платформе «свободного» ПО. Выбор был не случайным, поскольку кроме возможности создать полноценный Сервис-Деск с широким функционалом в рамках бюджета, было необходимо придать системе технологическую гибкость для интеграции решения с уже установленным программным обеспечением: смежными системами мониторинга ЦОД Ionix и системой IP-телефонии ЦОД Cisco UCM.Требования, предъявленные к решению, также предполагали его оперативное внедрение и настройку для обеспечения непрерывного функционирования ЦОД. Необходимо было не только внедрить систему, но и облегчить адаптационный период технического персонала, помочь в кратчайшие сроки освоить новый функционал. Решение В результате обследования инфраструктуры ЦОД и анализа потребностей заказчика, специалисты компании «ПингВин Софтвер» предложили интеграционное решение на базе Atlassian JIRА и Atlassian Confluenсe. Помимо этого, в проектировании решения были также использованы несколько систем из класса свободного программного обеспечения: Zimbra, Backup PC. Преимущества предложенного решения вполне очевидны – это низкая стоимость по сравнению с аналогами, обладающими столь же широким функционалом, и мощные интеграционные возможности, позволяющие сопрягать решение с уже установленным в ЦОД проприетарным ПО. В рамках проекта были разработаны и внедрены следующие функциональные блоки: система управления заявками, задачами и проектами (Сервис-Деск с расширенным функционалом); система управления корпоративным контентом (исторически накапливаемая база знаний, помогающая ориентироваться во внедренной среде с открытым кодом и обмениваться опытом при устранении возникающих сбоев и ошибок); почтовая подсистема; блок резервирования данных.
Результаты проекта Решение обеспечило регулярное выполнение следующих задач, стоящих перед техническим персоналом ЦОД:
В результате проведенной работы внедренное решение управления ЦОД Республики Мордовия обеспечило полнофункциональную автоматизацию службы технической поддержки и комплексное обеспечение организационного и технического сопровождения пользователей, взаимодействующих с информационно-техническим комплексом и телекоммуникационной инфраструктурой ЦОД. Положительный экономический эффект от внедрения решения был достигнут благодаря отсутствию лицензионных отчислений на основное программное обеспечение, а также низкой стоимости сопутствующих программных компонентов решения. К сравнению, внедрение проприетарных аналогов требует ежегодных оплат лицензий на ПО, что удорожает проект на стадии создания в 1,5-2 раза, а в 5-летней перспективе – примерно на порядок. Разработка проекта по управлению ЦОД на открытом программном обеспечении позволили обеспечить решению:
Отзыв о проекте «Внедрение решения позволило консолидировать и сделать прозрачными все процессы технического обслуживания ЦОД. Результат от использования системы мы видим уже сейчас: сократилось время обработки обращений пользователей, мы в любой момент времени можем отследить статус ведущихся работ в ЦОД. А благодаря использованию решений на СПО мы можем в дальнейшем самостоятельно развивать систему, что существенно экономит расходы на содержание ЦОД». Директор ГАУ «Госинформ» Алексей Романов. |